ИФОРМАЦИЯ о ходе исполнения областного законодательства о предоставлении именного капитала «Семья»

Законом Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) установлены дополнительные меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, при рождении (усыновлении) второго ребёнка и (или) последующих детей) в форме именного капитала «Семья».

В соответствии с Законом в период с 2008 года по состоянию на 01.07.2014 г. гражданам Ульяновской области выдано 20052 государственных сертификата на именной капитал «Семья» (далее - сертификат), из них реализовано 6173 сертификата.

Статистика изменений демографической ситуации в Ульяновской области за 2011-2013 годы отмечает рост рождаемости в целом (Приложение № 2), в том числе, вторых детей на 13%, третьих детей - на 3%, четвёртых и последующих детей - на 21%. Приведённый анализ позволяет констатировать, что принятые Правительством Ульяновской области меры по улучшению демографических показателей по увеличению рождаемости вторых и последующих детей достигнуты.


Предложения о изменения порядка и условий предоставления именного капитала «Семья»


Вместе с тем, в Ульяновской области остается актуальной проблема семейного неблагополучия, когда в ряде семей рожденные дети не являются желанными, не получают со стороны неблагополучных родителей должного ухода, заботы о здоровье, воспитания, отторгаются из семьи в первые годы жизни на попечение государства, служат способом «зарабатывания» средств на собственное обеспечение родителей, позволяющим им продолжать иждивенческий и, зачастую, асоциальный образ жизни.

Разработанным Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области законопроектом предлагается по аналогии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установить срок возникновения права на реализацию средств именного капитала «Семья» не ранее трёх лет со дня рождения (усыновления) ребёнка, вместо полутора лет, как установлено действующей редакцией Закона, то есть по прошествии периода возможного отторжения ребёнка из семьи по причине болезни (инвалидности), социального неблагополучия и иным обстоятельствам. Данная мера будет в определённой степени препятствовать рождению детей с целью получения дополнительного материального дохода, и будет стимулировать те семьи, где рождение ребёнка является действительно желанным событием.

Законопроектом предлагается изменить направления распоряжения средствами именного капитала «Семья» по следующим причинам:

1) С 2010 года (с момента, когда началась оплата именных сертификатов «Семья») по состоянию на 01.07.2014 было реализовано 6173 сертификатов (30,8% от общего количества выданных), из которых 2169 сертификатов (35,1%) были направлены на улучшение жилищных условий семей; 3948 сертификатов (64%)- на проведение ремонта жилого помещения; 45 сертификатов (0,7%) - на получение образования ребёнком (детьми); 11 сертификатов (0,2%) - на получение платных медицинских услуг.

Таким образом, 64% выделенных денежных средств было потрачено на цели, связанные с ремонтом жилых помещений, т. е. на цели, не имеющие прямого отношению к родившемуся ребенку и фактически не улучшающие его жилищные условия.

В такой ситуации именной капитал «Семья» утрачивает свой смысл и для многих семей превращается в дополнительный источник дохода, получаемый путем обналичивания средств именного капитала через представление к оплате обезличенных платёжных документов (чеков) на приобретение строительных материалов.

Законопроектом предлагается признать утратившим силу положения о возможности направления средств капитала на ремонт жилых помещений.

2) Законопроектом также предлагается признать утратившим силу введение с 1 января 2016 года такого направления реализации именного капитала «Семья» как «приобретение предметов длительного пользования» (то есть автомобилей, бытовой техники и т.д.), как не имеющее прямого отношения к решению проблем детей в семье.

Внесение выше указанных изменений в Закон позволит избежать ситуации, когда полученные денежные средства используются на цели, не имеющие отношения к благосостоянию, здоровью или образованию детей.

Преимущества, получаемые от принятия законопроекта:

1. Создание дополнительного стимула для родителей к прочному закреплению ребёнка в семье и укреплению его здоровья и условий к снижению семейного социального неблагополучия;

2. Создание в определённой степени дополнительного препятствия для неблагополучных семей к рождению детей с целью получения дополнительного материального дохода, и дополнительных стимулов тем семьи, где рождение ребёнка является действительно желанным событием

3. Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет исключения случаев нецелевого использования именного капитала «Семья» на цели, не имеющие отношения к благосостоянию, здоровью или образованию детей и минимизация возможности применения мошеннических схем при реализации капитала (Приложение № 5)


Контраргументы и ответы на них:

Контраргумент


Ответ

1.

Почему из закона исключаются положения о возможности использования капитала на ремонт жилых помещений и приобретение бытовых предметов длительного пользования?

Использование капитала в данных направлениях не имеет прямого отношения к обеспечению благополучия ребенка, в связи с рождением которого предоставлен капитал, и открывает широкий путь к мошенническим схемам его использования.

2.

Что делать гражданам, которые получив сертификат и рассчитывая на капитал, уже оформили договора купли - продажи жилых помещений или договора на ипотечное кредитование?

До 01.10.2014 года у них будет достаточно времени для подачи заявления на реализацию капитала. В этом случае государство будет обязано предоставить им соответствующую выплату в 2014 или последующих годах.

3.

Чем объяснить увеличение срока для распоряжения капиталом с 1,5 до 3 лет возраста ребенка, в связи с рождением которого предоставляется капитал?

По данным статистики наибольшее количество отторжения семей из неблагополучных семей происходит не в период возраста ребенка до 1,5 лет, а в период от 1,5 до 3 лет, когда родители прекращают получать государственное пособие по уходу за ребенком и растрачивают средства капитала. Так, лишение родительских прав в возрасте ребенка от 1,5 лет до 3 лет в четыре раза превышает количество лишений прав в возрасте ребенка до 1,5. Увеличение срока будет способствовать закреплению ребенка в семье.

4.

Все равно увеличение срока для распоряжения капиталом с 1,5 до 3 лет возраста ребенка, в связи с рождением которого предоставляется капитал, является ни чем иным, как способом экономии бюджетных средств!

В отношении положений нашего регионального законодательства, не соответствующих федеральным трендам, в том числе, относительно ветеранов труда Ульяновской области, мы уже принимали поправки, по приведению их к федеральным нормам, поскольку со временем убеждались в такой необходимости с целью повышения эффективности законодательства. Вносимые законопроектом поправки об увеличении срока также соответствуют федеральным нормам и позволит исключить ситуации, когда рождение очередного ребенка является для отдельных родителей лишь средством к финансовому обеспечению собственного существования.