Квотирование рабочих мест для приёма на работу инвалидов

Государство предусматривает дополнительные гарантии для граждан с ограниченными возможностями. Особую роль в решение проблемы трудоустройства инвалидов отводится квотированию рабочих мест. Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти области, местного самоуправления, органами социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.
Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации:

- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ;

- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 

В соответствии со ст. 20 федерального закона от 24 ноября 1995 года    № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Квота для приёма на работу инвалидов - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих не менее чем 35 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды. 
 Законом Ульяновской области от 27 апреля 2009 года № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» установлена квота для всех организаций, расположенных на территории Ульяновской области и имеющих среднесписочную численность работников не менее чем 35 человек в следующих размерах:

1. с численностью работников от 35 человек до 100 человек - 2 процента среднесписочной численности работников;

2. с численностью работников от 101 человека до 200 человек - 4 процента среднесписочной численности работников;

3. с численностью работников от 201 человека до 500 человек - 3 процента среднесписочной численности работников;

4. с численностью работников свыше 501 человека - 2 процента среднесписочной численности работников. 

Права работодателей 
Трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты производится работодателем самостоятельно или по направлениям органов службы занятости, а также по предложению общественных объединений инвалидов. Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида.
Работодатель вправе запрашивать и получать от органов службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счёт установленной квоты.
 Обязанности работодателей 
Работодатель в соответствии с установленной квотой обязан создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Отказ работодателя в приёме на работу безработного, направленного службой занятости населения по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде.
Сведения о рассчитанном числе инвалидов, подлежащих приёму на работу в счёт установленной квоты в следующем году работодатель должен представить в органы службы занятости населения до 01 декабря текущего года по установленной форме.
Сведения о наличии вакансий для приёма на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты работодатель должен представить в органы службы занятости населения до 05 числа месяца, следующего за отчётным, по установленной форме.
Вакансии для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты подаются ежемесячно по установленной форме, утверждённой приказом Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 14.01.2016 № 6-п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», с пометкой в счёт установленной квоты (Приложение 4Приложение 5).
Ответственность работодателей 
Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости 
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16частями 12 и 4 статьи 8.28.1,частью 2 статьи 6.31частью 4 статьи 14.28статьями 19.7.119.7.219.7.2-119.7.319.7.519.7.5-119.7.5-219.7.719.7.819.7.919.819.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трёхсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей. 
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора)

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

  3. Закон Ульяновской области от 27.04.2009 года № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области».

Информация подготовлена с использованием материалов с сайта Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области http://ulyanovsk-zan.ru