Об утверждении районной целевой программы «Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 - 2015 годы»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОМАЛЫКЛИНСКИЙ РАЙОН»

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ



23 января 2012 № 27
экз. № 1



Об утверждении районной целевой программы «Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 - 2015 годы»



В целях выявления одарённых детей, создания условий для развития их интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу «Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район».

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по вопросам социального развития администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Катиркину С.Д.


Глава администрации муниципального

образования «Новомалыклинский район» И.Н. Мухутдинов








Приложение

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением администрации

муниципального образования

«Новомалыклинский район»

от_______________2011 №____











РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 - 2015 г.г.».



ПАСПОРТ

районной целевой программы

«Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 - 2015 г.г.».

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Районная целевая программа «Одарённые дети в образовательных учреждениях муниципального образования «Новомалыклинский район» на 2012 - 2015 г.г.» (далее - Программа).

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Федеральный закон от 10.07. 1992 № 3266 - 1 ФЗ «Об образовании».

 

ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район».

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район».

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

25 октября 2011.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ












Целью данной программы является выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренности, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда качественных скачков в развитии их способностей.

Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и других, позволяющих учащимся проявить свои способности. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Увеличение количества выявленных одарённых детей, создание условий для оптимального развития одаренности,

 

Обучение педагогов методическим приемам работы с одаренными детьми через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.



СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Реализация программы осуществляется с 2012 по 2015 год, по этапам, согласно учебному процессу, а так же в каникулярное время.

1 этап: 01.01.2012 - 31.12.2012.

2 этап: 01.01.2013 - 31.12.2013.

3 этап: 01.01.2014 - 31.12.2014.

4 этап: 01.01.2015 - 31.12.2015.

ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район», Муниципальные образовательные учреждение района*, Муниципальные дошкольные образовательные учреждения района*, Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей*.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

За счёт средств бюджета муниципального образования «Новомалыклинский район»:

Всего: 230000 рублей.

На 2012 год - 50000 рублей;

на 2013 год - 55000 рублей;

на 2014 год - 60000 рублей;

на 2015 год - 65000 рублей.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАМОЙ

Общее руководство Программой осуществляет администрация муниципального образования «Новомалыклинский район».

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Контроль за исполнением программ возлагается на главу администрации муниципального образования «Новомалыклинский район».





1. Введение

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 10.07.1992 № 3266 - 1 ФЗ «Об образовании».

    Программа учитывает обеспечение сбалансированного решения  проблем работы с одарёнными детьми; даёт возможность  создать благоприятные условия для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного, дошкольного  и дополнительного образования; сформировать систему  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 Основными задачами программы является:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

-создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Основные мероприятия программы

 - разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.



 Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния: 

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в образовательных учреждениях района. Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Так же школьники принимают участие в Молодёжных предметных чемпионатах. Ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.



Концепция подпрограммы

         Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольных образовательных учреждениях на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений.

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада. 


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·   принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Цели и задачи работы с одаренными детьми:


Цели

Задачи

1.Выявление одаренных детей

1. Знакомство педагогов с научными данными

о психологических особенностях и методических

приемах работы с одаренными детьми.

2. Обучение через методическую учебу, педсоветы,

самообразование, курсы повышения квалификации.

3.Накопление библиотечного фонда по данному

вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами

целенаправленного педагогического наблюдения,

диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад,

интеллектуальных игр и других, позволяющих

учащимся проявить свои способности.

2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент

может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.


  1. Отбор среди различных систем обучения тех
методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  1. Предоставление возможности совершенствовать

способности в совместной деятельности со

сверстниками, руководителем через

самостоятельную работу.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольных образовательных учреждениях на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений.



Формы работы с одаренными учащимися:

          групповые занятия с одаренными учащимися;

          факультативы;

          предметные кружки;

          кружки по интересам;

          конкурсы;

          курсы по выбору;

          олимпиады;

          работа по индивидуальным планам;

          занятия в профильных классах;

          интеллектуальные марафоны. 

         Районная целевая программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с дошкольного образования и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 

1. Методические требования к организации и практической реализации Программы:

1.1. Исполнение государственных принципов образования согласно Федерального закона от 10.07. 1992 № 3266 - 1 ФЗ «Об образовании».

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми

1.6. Совместная коррекционно - методическая работа учителей - предметников.

1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов и воспитателей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно - направляющих решений.

1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.



 2. Организационная деятельность образовательных учреждений

2.1.  Педагогические советы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3. Организация методической работы с педагогическими коллективами, воспитателями, обеспечение учебно - методической литературой.

2.4. Формирование режима работы образовательных учреждений, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (детская юношеская спортивная школа; районный центр внешкольной работы).



 3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента базисного учетного плана с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

3.2. Организация и проведение школьных олимпиад, участие в районных, областных и всероссийских олимпиадах.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.



4. Наблюдение, контроль за выполнением программы

4.1. Включение в план контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися в образовательных учреждениях района.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.