Победители районного конкурса «Чудеса муниципального образования «Новомалыклинский район» в номинации «Легенда муниципального образования»
Легенда названия села Старая Бесовка.
Первый населенный пункт в нашей местности возник на берегу Большого Черемшана, названный Бесовской.
В 30-40 х годах до 18-го столетия князь Дадиани (ближайший соратник царя) стал переселять своих крепостных на новые места. И в степи, южнее Бесовки, на плодородных землях, возникли новые деревни: одна получила название Новая Бесовка (1730 г.), другая - Средняя Бесовка (1735 г.).
Почему село, привольно раскинувшее свои улицы по живописному берегу реки Черемшан назвали Старой Бесовкой, а другое село, разбросавшее свои домики по покатым берегам степной речки Кармалки, получило название Новая Бесовка? Значит, одно село появилось раньше, а другое позже.
А вот почему Бесовка? Слово «бес» означает по В.Далю «злобное», бесплотное существо, злой дух, дьявол, сатана, нечистый, лукавый и всякое такое в этом роде.
Давным - давно беглые крестьяне из мордвы Алексей Деркин, Дмитрий Утяганов и Василий Смолкин, бежавшие с Нижегородской вотчины боярина Морозова, после долгих скитаний очутились на берегу реки и залюбовались луговым привольем. Тут же, на берегу все трое воткнули в песок кол, приговаривая: « Стой старый бес, дожидайся нас,» - а сами отправились осматривать степь на луговой стороне. Проходили они целую неделю. Степь оказалась незаселённой. Повидали реки, озера, но кроме места, где можно было б жить в безопасности от слуг боярских, чем берег реки Черемшан, они не нашли. Возвратились к месту, где переплывали реку и оставили метку. Кол стоял на прежнем месте. Беглые посчитали это добрым знаком и стали обустраиваться. Построили хижины, а зимой отправились на родину в Нижегородской уезд (губерний тогда еще не было) и тайно вывезли семьи.И с той воткнутой в песметки, прозва ной «СТАРЫМ БЕСОМ» и пошло название села Старая Бесовка. Так изложил священник Филарет, легенду о названии села, в котором он состоял в должности настоятеля храма (1872-1871гг)
Но есть другое предание: когда царевы слуги пришли в селение на Черемшане, то жители разбежались, и всяк в своем убеждение творил «Бесовское наваждение», т.е. языческую молитву, т.к. люди в то время не были крещены. Оттого то и назвали жителей бесами, а деревню Бесовкой.
В селе три улицы называются концам «ВЕРЕ ПЕ» (верхний конец), «АЛО ПЕ» ( нижний конец), «ПИЧЕ ПЕ ( сосновый конец), есть также «ОД УЛЬЦА» (новая улица)
В 1883 году село находилось в Самарской губернии Ставропольского уезда. В данное время село находится в Новомалыклинском районе(Среднесантимирское сельское поселение)
Легенда названия села Нижняя Якушка.
Предположительно в17веке несколько чувашских семей, страдая от безземелья и угрозы крещения пробрались на левобережье Волги, на земли « дикого поля». Они поселились в районе нынешнего железнодорожного разъезда Обамза ( 63-64 квартал в лесу) и назвали деревню Тямбой. Одного из первых поселенцев звали Яковом, был он беглым крестьянином. Целинные степи - земли под пашню, вековые леса, обильные дичью и лесными зверями радовали людей. Но набеги калмыков и ногайцев были разорительны, поэтому деревня оставалась кочевой. После прихода новой группы крестьян община перебралась на реку Б.Авраль под покров леса, но весенние воды согнали первых жителей на гору в районе Дубравы. При постройке жилищ переселенцы находили в земле много больших костей и приняли их за медвежьи, так возникло второе название -Убамзар. Появление калмыков вновь согнало в лес в Юртыш ( кив-ял). Это небольшой остров, окружённый озёрами и болотами. Оттуда люди выезжали на обработку земли в районы Средней и Верхней Якушки. На полевые работы пробирались на лодках и по мостикам-переходам. По возвращении домой мостики убирались. В поле при опасности сторожевые посты сигналили дымовыми факелами и мирные хлеборобы вынуждены были защищать свои семьи и имущество от разграбления.
Со временем, когда миновала угроза нападения со стороны калмыков деревня разместилась на нынешнем месте. Относится это примерно к 1710 году.
В 1743 году при межевании и составлении карты-плана Ставропольского уезда Симбирского наместничества, деревню ныне называемую Нижняя Якушка, нанесли на карту. Население чуваш росло, оно разделилось на три группы. Первые две ушли на юго-восток и организовали селения Средняя Якушка и сельцо, названное позже Старое Якушкино. Расположилось оно на правом берегу реки М.Авраль, в трёх км. от села Калмыцкая Сахча ныне Верхняя Якушка, а третья группа осталась на месте Нижней Якушки. Жители сёл Нижняя и Средняя Якушки обрабатывали вместе землю и являлись одной земельной общиной. Чувашей записали в удельные крестьяне они обрабатывали государственные земли , платили подати и выполняли повинности. Удельные крестья не избежали изнуряющей барщины.
В настоящее время находится на територрии Среднеякушкинского сельского поселения.
Легенда названия села Старый Сантимир
Наше село называется Старый Сантимир. По рассказам предков люди, которые впервые пришли в эти места занимались охотой, рыбной ловлей. Однажды во время рыбной ловли один из старожилов уронил свой топор в речку (топор по татарски - тимер), и жалобно произнес: «Исян бул тимер», то есть в переводе на русский язык: «Будь здорово, железо», и от этого тюркского выражения «исянтимер» произошло название села Исянтимер «Старый Сантимир». История села уходит в далекое прошлое и еще не все загадки разгаданы...
В XIII веке через наши края проходили полчища монголо-татар, где происходили большие кровопролитные бои. В феврале 1774 года состоялась битва между отрядами местных пугочевцев и царскими войсками. Отряд повстанцев (около 700 человек) был; разбит, 40 человек взято в плен, а поселение царские каратели сожгли...
Географическое положение села
Оно расположено на левом берегу реки Большой Черемшан, на расстоянии от 1 до 2 км. от села - 6 селищ медно-бронзового века, именьковской и болгарской культур. По северной окраине села с востока на запад протекает река Большой Черемшан, правый берег облесен.
Для оздоровления местности люди посадили много хвойного и лиственного леса. Летом наше село утопает в зелени. Лес, который начинается за домами, дает людям чистый воздух. Весной кругом ароматный запах черемухи, ландышей и сирени. Лес - это* главное богатство. При правильном использовании лесных массивов, срубая старые массивы и сажая вместо них новые, леса хватит на многие века.
Около нашего села в основном находятся лесные и пойменные озера. На западе и на востоке относительно села есть болота. На 5 км. К северу тянется гора «Атаман», название которой связано с историческими событиями - восстанием атамана Емельяна Пугачева, чьи отряды скрывались за этой горой. В народе имеется и другое название «Свеча», что в переводе на татарский «Шям». Она так названа из-за своего возвышения над лесом. За этой горой находился кордон, он служил местом отдыха и ночлега работников лесного хозяйства, который существовал до 70-х годов. Рядом сёла Старая Бесовка и Ивановка
Преобладающими фамилиями в нашем селе являются такие фамилии, как: Калимуллов, Галиев, Сатиров и Зайнуллов. Были и есть самобытные имена: Минзамал, Фарбизя, Гелимбаян, Муттабиря, Сыттиха...По рассказам старожил об истории села до наших дней дошли такие сведения.
Место, где сейчас расположено наше село очень понравилось нашим предкам. Здесь рядом лес, и они поняли, что древесным материалом и топливом обеспечены, а "протекающая вдоль поляны река давала обилие пищи чистой пресноводной воды. В реке много разнообразных рыб, а в озерах в лесу водятся караси, раки и щуки. И в то же время в лесу можно было охотиться на лосей, диких коз, зайцев и лис. На плодородном поле можно заниматься земледелием и скотоводством... Берега реки песчаные, песок использовали при строительстве домов и закладки фундамента. Многие соседние села стали вывозить от нас песок. Здесь есть отличная глина для кладки печей и штукатурки домов. Делали разные чашки, миски, фигурки и свистульки из глины, они их продавали в разные города и села. Современная наука и техника выжила профессию гончара. Нет сейчас в селе мастера гончарных дел.
По истечению, некоторого времени предусмотрительный бай (богач), по имени Хамматов Саитгарей нанял работников запрудил реку Черемшан и установил водяные мельницы в нашем селе, в селе Старая Бесовка, Мелекессе и еще в нескольких нареленных пунктах, так что для жизнедеятельности предков и для нас в данное время место чудесное. Семья у него была большая. У него было шестеро детей - 5 дочек и 1 сын. Разъезжал он по своим владениям на фаэтоне. Еще он имел продуктовый магазин. Большое было у Саитгарея хозяйство: стадо овец, стадо дойных коров, несколько голов скакунов и лошадей. Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь нашего села. Земля передалась крестьянам, а Саитгарей был раскулачен и исчез в это смутное время, больше он никогда не появлялся. До наших дней, к сожалению, не сохранились исторические памятники. Но сохранилась информация о существовавших до недавнего времени школы, старого магазина, клуба.
До 1943 года Новомалыклинский район входил в состав Куйбышнвской области (ныне Самарской), то есть на то время Кошкинский район Куйбышевской губернии. А с 1943 года Новомалыклинский район как район вошел в состав Ульяновской области.Находится на територрии Среднесантимирского сельского поселения.
Легенда названия села Абдреево-Лабитово.
Редко кто из нас задумывался над тем, почему город или село, где мы рождаемся или живем, носит то или иное название.
Мне тоже стало интересно, почему село, в котором я живу, называется Абдреево, и почему, в свою очередь, оно между жителями носит двойное название Абдреево- Лабитово. С этим вопросом я обратилась к бабушке, и она поведала мне следующую легенду, которая больше похожа на сказку.
Давным-давно жил один старик, которого звали Абдреев. Он был заядлым путешественником и где только не бывал. Вернуться туда, где он родился, не захотел, хотя там была его семья: жена, дети, ро дители. Что двигало им - неизвестно. Но он также понимал, что ему пора найти пристанище. Долго скитался он по бескрайним просторам России-матушки, но не находил места близкого его сердцу, где его душа была бы спокойной. И вот однажды, уже потеряв все надежды, он остановился около одной речушки, которая, извиваясь и весело журча, бежала по камням, преодолевая заросли кустарников.
Смеркалось. Решение остановиться здесь на ночлег пришло само собой. Он развёл костёр. На душе было радостно и удивительно спокойно. Сердце ликовало. С таким приподнятым настроением он лёг спать. Утром проснулся очень рано. Солнце озаряло всё вокруг. Природа медленно оживала. Старик впервые почувствовал себя как дома. Всё было такое родное, близкое. В этот миг он твёрдо для себя решил, что никогда не уйдёт отсюда.
Началось строительство дома. Блат природа способствовала это му: на холме стоял огромный лес, в котором росли берёзы, дубы, тополя, осины, сосны, ели. Дом получился крепким, добротным. Река изобиловала рыбой.
ачал старик жить-поживать, горя не знать. А как же образовалась деревня? Заблудшие путники заходили на огонёк к нему. Никому не отказывал Абдреев, всем был рад. Чувствуя это, люди оставались тут, строили дома, заводили семьи. Так деревня начала расти.
Недалеко от Абдреева поселился старик Лабитов. Эти места стали интенсивно заселяться и в результате они соединились. И даже если официальное название нашего села - Абдреево, всё же память о двух стариках осталась в сердцах многих и передаётся из поколения в поколение. И жители села сохранили ту доброту и красоту души, которая была у основателя - старика Абдреева.
В настоящее время данное село находится на територри Высококолковского сельского поселения.