Error: Incorrect password!
Новомалыклинский район Ульяновской области

Победители районного конкурса «Чудеса муниципального образования «Новомалыклинский район» в номинации «Легенда муниципального образования»

Легенда названия села Старая Бесовка.

Первый населенный пункт в нашей местности возник на берегу Большого Черемшана, названный Бесовской.

В 30-40 х годах до 18-го столетия князь Дадиани (ближайший соратник царя) стал переселять своих крепостных на новые места. И в степи, южнее Бесовки, на плодородных землях, возникли новые деревни: одна получила название Новая Бесовка (1730 г.), другая - Средняя Бесовка (1735 г.).

Почему село, привольно раскинувшее свои улицы по живописному берегу реки Черемшан назвали Старой Бесовкой, а другое село, разбросавшее свои домики по покатым берегам степной речки Кармалки, получило название Новая Бесовка? Значит, одно село появилось раньше, а другое позже.

А вот почему Бесовка? Слово «бес» означает по В.Далю «злобное», бесплотное существо, злой дух, дьявол, сатана, нечистый, лукавый и всякое такое в этом роде.

Давным - давно беглые крестьяне из мордвы Алексей Деркин, Дмитрий Утяганов и Василий Смолкин, бежавшие с Нижегородской вотчины боярина Морозова, после долгих скитаний очутились на берегу реки и залюбовались луговым привольем. Тут же, на берегу все трое воткнули в песок кол, приговаривая: « Стой старый бес, дожидайся нас,» - а сами отправились осматривать степь на луговой стороне. Проходили они целую неделю. Степь оказалась незаселённой. Повидали реки, озера, но кроме места, где можно было б жить в безопасности от слуг боярских, чем берег реки Черемшан, они не нашли. Возвратились к месту, где переплывали реку и оставили метку. Кол стоял на прежнем месте. Беглые посчитали это добрым знаком и стали обустраиваться. Построили хижины, а зимой отправились на родину в Нижегородской уезд (губерний тогда еще не было) и тайно вывезли семьи.И с той воткнутой в песметки, прозва ной «СТАРЫМ БЕСОМ» и пошло название села Старая Бесовка. Так изложил священник Филарет, легенду о названии села, в котором он состоял в должности настоятеля храма (1872-1871гг)

Но есть другое предание: когда царевы слуги пришли в селение на Черемшане, то жители разбежались, и всяк в своем убеждение творил «Бесовское наваждение», т.е. языческую молитву, т.к. люди в то время не были крещены. Оттого то и назвали жителей бесами, а деревню Бесовкой.

В селе три улицы называются концам «ВЕРЕ ПЕ» (верхний конец), «АЛО ПЕ» ( нижний конец), «ПИЧЕ ПЕ ( сосновый конец), есть также «ОД УЛЬЦА» (новая улица)

В 1883 году село находилось в Самарской губернии Ставропольского уезда. В данное время село находится в Новомалыклинском районе(Среднесантимирское сельское поселение)

Легенда названия села Нижняя Якушка.

Предположительно в17веке несколько чувашских семей, страдая от безземелья и угрозы крещения пробрались на левобережье Волги, на земли « дикого поля». Они поселились в районе нынешнего железнодорожного разъезда Обамза ( 63-64 квартал в лесу) и назвали деревню Тямбой. Одного из первых поселенцев звали Яковом, был он беглым крестьянином. Целинные степи - земли под пашню, вековые леса, обильные дичью и лесными зверями радовали людей. Но набеги калмыков и ногайцев были разорительны, поэтому деревня оставалась кочевой. После прихода новой группы крестьян община перебралась на реку Б.Авраль под покров леса, но весенние воды согнали первых жителей на гору в районе Дубравы. При постройке жилищ переселенцы находили в земле много больших костей и приняли их за медвежьи, так возникло второе название -Убамзар. Появление калмыков вновь согнало в лес в Юртыш ( кив-ял). Это небольшой остров, окружённый озёрами и болотами. Оттуда люди выезжали на обработку земли в районы Средней и Верхней Якушки. На полевые работы пробирались на лодках и по мостикам-переходам. По возвращении домой мостики убирались. В поле при опасности сторожевые посты сигналили дымовыми факелами и мирные хлеборобы вынуждены были защищать свои семьи и имущество от разграбления.

Со временем, когда миновала угроза нападения со стороны калмыков деревня разместилась на нынешнем месте. Относится это примерно к 1710 году.

В 1743 году при межевании и составлении карты-плана Ставропольского уезда Симбирского наместничества, деревню ныне называемую Нижняя Якушка, нанесли на карту. Население чуваш росло, оно разделилось на три группы. Первые две ушли на юго-восток и организовали селения Средняя Якушка и сельцо, названное позже Старое Якушкино. Расположилось оно на правом берегу реки М.Авраль, в трёх км. от села Калмыцкая Сахча ныне Верхняя Якушка, а третья группа осталась на месте Нижней Якушки. Жители сёл Нижняя и Средняя Якушки обрабатывали вместе землю и являлись одной земельной общиной. Чувашей записали в удельные крестьяне они обрабатывали государственные земли , платили подати и выполняли повинности. Удельные крестья не избежали изнуряющей барщины.

В настоящее время находится на територрии Среднеякушкинского сельского поселения.

Легенда названия села Старый Сантимир

Наше село называется Старый Сантимир. По рассказам предков люди, которые впервые пришли в эти места занимались охотой, рыбной ловлей. Однажды во время рыбной ловли один из старожилов уронил свой топор в речку (топор по татарски - тимер), и жалобно произнес: «Исян бул тимер», то есть в переводе на русский язык: «Будь здорово, железо», и от этого тюркского выражения «исянтимер» произошло название села Исянтимер «Старый Сантимир». История села уходит в далекое прошлое и еще не все загадки разгаданы...

В XIII веке через наши края проходили полчища монголо-татар, где происходили большие кровопролитные бои. В феврале 1774 года состоялась битва между отрядами местных пугочевцев и царскими войсками. Отряд повстанцев (около 700 человек) был; разбит, 40 человек взято в плен, а поселение царские каратели сожгли...

Географическое положение села

Оно расположено на левом берегу реки Большой Черемшан, на расстоянии от 1 до 2 км. от села - 6 селищ медно-бронзового века, именьковской и болгарской культур. По северной окраине села с востока на запад протекает река Большой Черемшан, правый берег облесен.

Для оздоровления местности люди посадили много хвойного и лиственного леса. Летом наше село утопает в зелени. Лес, который начинается за домами, дает людям чистый воздух. Весной кругом ароматный запах черемухи, ландышей и сирени. Лес - это* главное богатство. При правильном использовании лесных массивов, срубая старые массивы и сажая вместо них новые, леса хватит на многие века.

Около нашего села в основном находятся лесные и пойменные озера. На западе и на востоке относительно села есть болота. На 5 км. К северу тянется гора «Атаман», название которой связано с историческими событиями - восстанием атамана Емельяна Пугачева, чьи отряды скрывались за этой горой. В народе имеется и другое название «Свеча», что в переводе на татарский «Шям». Она так названа из-за своего возвышения над лесом. За этой горой находился кордон, он служил местом отдыха и ночлега работников лесного хозяйства, который существовал до 70-х годов. Рядом сёла Старая Бесовка и Ивановка

Преобладающими фамилиями в нашем селе являются такие фамилии, как: Калимуллов, Галиев, Сатиров и Зайнуллов. Были и есть самобытные имена: Минзамал, Фарбизя, Гелимбаян, Муттабиря, Сыттиха...По рассказам старожил об истории села до наших дней дошли такие сведения.

Место, где сейчас расположено наше село очень понравилось нашим предкам. Здесь рядом лес, и они поняли, что древесным материалом и топливом обеспечены, а "протекающая вдоль поляны река давала обилие пищи чистой пресноводной воды. В реке много разнообразных рыб, а в озерах в лесу водятся караси, раки и щуки. И в то же время в лесу можно было охотиться на лосей, диких коз, зайцев и лис. На плодородном поле можно заниматься земледелием и скотоводством... Берега реки песчаные, песок использовали при строительстве домов и закладки фундамента. Многие соседние села стали вывозить от нас песок. Здесь есть отличная глина для кладки печей и штукатурки домов. Делали разные чашки, миски, фигурки и свистульки из глины, они их продавали в разные города и села. Современная наука и техника выжила профессию гончара. Нет сейчас в селе мастера гончарных дел.

По истечению, некоторого времени предусмотрительный бай (богач), по имени Хамматов Саитгарей нанял работников запрудил реку Черемшан и установил водяные мельницы в нашем селе, в селе Старая Бесовка, Мелекессе и еще в нескольких нареленных пунктах, так что для жизнедеятельности предков и для нас в данное время место чудесное. Семья у него была большая. У него было шестеро детей - 5 дочек и 1 сын. Разъезжал он по своим владениям на фаэтоне. Еще он имел продуктовый магазин. Большое было у Саитгарея хозяйство: стадо овец, стадо дойных коров, несколько голов скакунов и лошадей. Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь нашего села. Земля передалась крестьянам, а Саитгарей был раскулачен и исчез в это смутное время, больше он никогда не появлялся. До наших дней, к сожалению, не сохранились исторические памятники. Но сохранилась информация о существовавших до недавнего времени школы, старого магазина, клуба.

До 1943 года Новомалыклинский район входил в состав Куйбышнвской области (ныне Самарской), то есть на то время Кошкинский район Куйбышевской губернии. А с 1943 года Новомалыклинский район как район вошел в состав Ульяновской области.Находится на територрии Среднесантимирского сельского поселения.

 

Легенда названия села Абдреево-Лабитово.

Редко кто из нас задумывался над тем, почему город или село, где мы рождаемся или живем, носит то или иное название.

Мне тоже стало интересно, почему село, в котором я живу, на­зывается Абдреево, и почему, в свою очередь, оно между жителями носит двойное название Абдреево- Лабитово. С этим вопросом я об­ратилась к бабушке, и она поведала мне следующую легенду, кото­рая больше похожа на сказку.

Давным-давно жил один старик, которого звали Абдреев. Он был заядлым путешественником и где только не бывал. Вернуться туда, где он родился, не захотел, хотя там была его семья: жена, дети, ро­ дители. Что двигало им - неизвестно. Но он также понимал, что ему пора найти пристанище. Долго скитался он по бескрайним просто­рам России-матушки, но не находил места близкого его сердцу, где его душа была бы спокойной. И вот однажды, уже потеряв все на­дежды, он остановился около одной речушки, которая, извиваясь и весело журча, бежала по камням, преодолевая заросли кустарников.

Смеркалось. Решение остановиться здесь на ночлег пришло само собой. Он развёл костёр. На душе было радостно и удивительно спокойно. Сердце ликовало. С таким приподнятым настроением он лёг спать. Утром проснулся очень рано. Солнце озаряло всё вокруг. Природа медленно оживала. Старик впервые почувствовал себя как дома. Всё было такое родное, близкое. В этот миг он твёрдо для себя решил, что никогда не уйдёт отсюда.

Началось строительство дома. Блат природа способствовала это­ му: на холме стоял огромный лес, в котором росли берёзы, дубы, то­поля, осины, сосны, ели. Дом получился крепким, добротным. Река изобиловала рыбой.

ачал старик жить-поживать, горя не знать. А как же образовалась деревня? Заблудшие путники заходили на огонёк к нему. Никому не отказывал Абдреев, всем был рад. Чувствуя это, люди оставались тут, строили дома, заводили семьи. Так деревня начала расти.

Недалеко от Абдреева поселился старик Лабитов. Эти места ста­ли интенсивно заселяться и в результате они соединились. И даже если официальное название нашего села - Абдреево, всё же память о двух стариках осталась в сердцах многих и передаётся из поколения в поколение. И жители села сохранили ту доброту и красоту души, которая была у основателя - старика Абдреева.

В настоящее время данное село находится на територри Высококолковского сельского поселения.