ИФОРМАЦИЯ о ходе исполнения областного законодательства о звании Ветеран труда Ульяновской области

На территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 09.01.2008 № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» (далее - Закон), который устанавливает меры социальной поддержки граждан, удостоенных звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Законом предусмотрено присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области» гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, по одному из следующих оснований:

1) наличие у гражданина трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, из которого не менее половины составляют трудовая и (или) иная деятельность на территории Ульяновской области;

2) наличие у гражданина наград Ульяновской области и страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Такая трактовка оснований для присвоения звания в практическом плане приводит к тому, что большинство граждан, претендующих на звание «Ветеран труда Ульяновской области», соответствует только критериям количества лет трудового стажа, что противоречит основному смыслу Закона, который определяет звание «Ветеран труда Ульяновской области» как форму поощрения граждан не только за многолетний, но также за добросовестный труд , прежде всего, во благо Ульяновской области. По определению, добросовестный труд поощряется и всяческим образом пропагандируется, что предполагает наличие наград и поощрений за такой труд, то есть наград. Формулировка о труде во благо Ульяновской области предполагает, что основная (большая) часть этой трудовой деятельности граждан должна приходится на трудовую деятельность именно в Ульяновской области.

Вместе с тем, следует отметить, что во время принятия Закона в Ульяновске отсутствовал стройная система наград и поощрений за многолетний и добросовестный труд граждан. К настоящему времени такая система уже сформирована, нормативно закреплена и может быть очень эффективно применена, как один из критериев оценки заслуг граждан перед Ульяновской областью. Данное предложение согласуется с нормами федерального законодательства о присвоении звания Ветеран труда (федерального значения), в соответствии с которым для присвоения этого звания необходимо наличие у гражданина наград или поощрений федерального уровня.

Данные обстоятельства не раз отмечались при публичном обсуждении Закона членами Областного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, Советов ветеранов муниципальных образований, общественных ветеранских и профсоюзных организаций с предложением о внесении в Закон соответствующих поправок.

Концепция настоящего законопроекта, разработанного в соответствие с этими предложениями, была публично обсуждена с участием представителей перечисленных организаций. Законопроектом, путем внесения изменений в статью 4 Закона, предлагается устранить выше перечисленные противоречия и установить дополнительные критерии, повышающие статус звания Ветеран Ульяновской области, включающие в себя одновременно наличия двух оснований:

- наличие у гражданина наград Ульяновской области и (или) наград законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области, что подтверждает его добросовестный труд;

- наличие трудового стажа на территории Ульяновской области не менее 75% от общего стажа, установленного Законом (от 40 лет для мужчин и от 35 лет для женщин), что подтверждает его многолетний труд на благо именно Ульяновской области.

После принятия законопроекта по данным департаментом наград управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области на присвоение звания Ветеран труда могут ежемесячно претендовать до 480 граждан, получивших награда и (или) поощрения Ульяновской области, Губернатора и Правительства Ульяновской области. Данное обстоятельство косвенным путем также повысит статус наград и поощрений, установленных в Ульяновской области.

Внесение изменений было инициировано Областным Советом ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов и Президиумом Ульяновского городского Совета ветеранов войны и труда.



Преимущества внесения изменений по повышению статуса Ветеран труда Ульяновской области


Представленный законопроект позволит получить дополнительные преимущества:

1) Восстановление социальной справедливости и снижение социальной напряженности между отдельными категориями граждан, заслуживающих особого внимания со стороны государства, за счет внедрения одинаковых критерий о наличии наград и (или) поощрений для присвоения звания Ветеран труда (федерального значения) и Ветеран труда Ульяновской области;

2) Повышение статуса звания «Ветеран труда Ульяновской области», придания ему особой значимости, не к+ак рядовых обязанностей государство на дополнительные выплаты гражданам, имеющим значительный стаж трудовой деятельности, независимо от их отношению к труду, а как поощрение за особые усилия, сознательность, доблесть и преданность родному краю при исполнении своих трудовых обязанностей.


Контраргументы и ответы на них:

Контраргумент


Ответ

1.

Данные изменения негативно скажутся на интересах сотни тысяч граждан Ульяновской области, это приведет к серьезному социальному напряжению!

Вносимые изменения в законодательство обратной силы не имеют. Все граждане, получающие в настоящее время это звание, сохранят свое право на их получение после принятия законопроекта

2.

Внесение критерия наличия наград Ульяновской области, является, на самом деле, стремлением сэкономить средства областного бюджета.

В период принятия первоначальной редакции Закона основной смысл его заключался в том, чтобы граждане, завершившие свою достойную трудовую деятельность в период 90-х годов прошлого века и в начале 2000-х, но не получавшие должной его оценки со стороны государства в силу отсутствия в этот период внятной системы поощрений в РФ и в Ульяновской области, тем не менее, не остались забытыми государством и получили соответствующее благодарность с его стороны за многолетний и добросовестный труд в форме соответствующих льгот. В настоящее время такая система поощрений в Ульяновской области выстроена и нормативно закреплена. Мы должны ее в полной мере использовать при оценке личного трудового вклада гражданина на благо Ульяновской области

3.

Все равно, несение критерия наличия наград Ульяновской области, является, на самом деле, стремлением сэкономить средства областного бюджета!

На совместных совещаниях с ветеранской общественностью ветеранами не раз поднимался вопрос об исключении из числа претендентов на звание граждан, не достойных этого звания, например, отбывавших в местах лишения свободы и заработавших там определенный стаж, а также, будучи работодателями/предпринимателями, не выплачивали зарплату работникам или платили ее по «серым/черным» схемам. Законодательное исключение данных граждан из числа претендентов на звание во многих случаях являлось бы ущемлением законных прав таких граждан. Наличие у граждан наград за труд является лучшим «фильтром» для граждан, не достойных звания, поскольку ни одно ведомство не примет решение о поощрении гражданина, скомпрометировавшего себя в течении трудовой деятельности.

4.

И все равно, несение критерия наличия наград Ульяновской области, является, на самом деле, стремлением сэкономить средства областного бюджета!!!

В отношении положений нашего регионального законодательства, не соответствующих федеральным трендам, в том числе, относительно льгот ветеранов труда ульяновской области по оплате ЖКУ, мы уже принимали поправки, по приведению их к федеральным нормам, поскольку со временем убедились в такой необходимости с целью восстановления социальной справедливости. Вносимые законопроектом поправки о наличии наград также соответствуют федеральным нормам о присвоении звания Ветеран труда РФ и направлены на те же цели.

5.

Требование о повышении доли трудового стажа, приходящегося на Ульяновскую область, с 50% до 75% ущемит интересы граждан, которые в писках работы или более высокой оплаты труда вынуждены выезжать и работать в других регионах!

Следует иметь в виду, что в нашей области один из самый низких показателей по безработице. В иных регионах заработная плата бывает выше, но следует помнить и о том, что налоги с этой зарплаты зачисляются в бюджеты этих регионов, а не в бюджет Ульяновской области. Льготы же ветеранам труда Ульяновской области осуществляются из бюджета Ульяновской области Каждый гражданин должен осознанно принимать решение о том, где ему трудоустраиваться.

4.

Вносимые изменения не обсуждались с ветеранской общественностью.

Обсуждались. Достаточно отметить, что законопроект о внедрении дополнительных критериев разработан на основании поручения по итогам выездного заседания Областного совета ветеранов в р. п. Майна весной текущего года.

7.

И все равно вносимые изменения являются просто попыткой сэкономить бюджетные средства!

Нет. Экономии бюджетных средств не ожидается. Значительное количество граждан (около 30 тыс. человек), уже удостоенных звания, находятся в предпенсионном возрасте и в ближайшее время получат право на предоставление соответствующих льгот. Целью законопроекта является не экономия бюджетных средств, а повышение статуса звания.