Основные показатели экономического развития

Бюджет 

Подводя итоги социально-экономического развития района, в первую очередь следует остановиться на выполнении доходной части бюджета.

За 2007 год предприятиями и организациями района перечислено во все уровни бюджетов 100,04 млн.рублей, что на 16,8% выше уровня 2006 года, в структуре налоговых платежей за 2007 год 5,8 % приходится на федеральные налоги; 34,0% платежи в бюджет субъекта, 25,3% в консолидированный бюджет МО.

За 2007 год поступление доходов в бюджет Новомалыклинского района составило 171,5 млн. руб., или 118,3 % к соответствующему периоду прошлого года. Из них собственные доходы бюджета района составили 34,5 млн.руб., что составляет 160,0 % к плану и 158,3 % к уровню прошлого года. Собственные доходы бюджета составляют 20,1 % от всех доходных источников, дотационность бюджета снизилась ( 15 % собственных доходов в общей доходной части бюджета в 2006 году). Рост собственных доходов бюджета в 2007 году, произошел за счёт увеличения поступлений налога на доходы физических лиц и земельного налога.

В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы с физических лиц. За 12 месяцев текущего года этот показатель составил 61,4% или 19,3 млн.руб. ( в 2006 году за этот же период поступило 14,6 млн.руб. , что составляло 66,9 %). Увеличение этого налога говорит о росте фонда оплаты труда, за счет увеличения численности работающих и среднемесячной оплаты труда.

Еще 5,1 % собственных поступлений приходятся на единый налог на вмененный доход, 11,4% - земельный налог. Рост земельного налога обусловлен тем, что выросли платежи за земельные паи.

Анализируя исполнение собственных доходов бюджета можно сказать, что за 12 месяцев план по собственным доходам в консолидированный бюджет выполнен на 160 %. План перевыполнен по всем видам налогов, наибольший рост наблюдается по НДФЛ - 142,2 %, ЕНВД - 127,1 %, земельный налог - 185,3% . Сравнивая поступление налогов в разрезе поселений, можно сказать, что во всех поселениях план сбора доходов выполнен на 102 -122 %., кроме Высококолковского поселения .Перевыполнение плана идёт за счёт НДФЛ.

Приоритет бюджета района - это социальная направленность финансирования.
За 2007 год расходы составили 162,9 млн.руб. ( 128,7 млн.руб. в 2006 году), в том числе
*на образование- 43,8 % от всех расходов ( в 2006 году - 42,5%) ;
*на здравоохранение - 16,9 % ( в 2006 году - 22,9%)
*на социальную политику - 5,4% (8,8%),
*на культуру - 4,4% ( в 2006 году -4,9%).
 

Производство

За 2007 год предприятиями района произведено продукции собственного производства и оказано услуг собственными силами на сумму 722,1 млн.руб. (без сельского хозяйства), что составляет 113,3% к уровню прошлого года, индекс промышленного производства упал и составил всего 89,2 %. Причина такого резкого падения - снижение объёмов добычи нефти, доля данного вида деятельности в общем объёме производства составляет 68,2 %.

Общая численность населения, занятого в промышленном производстве 554 человек, что составляет 91 % к уровню прошлого года, или 19,8 % в общей структуре экономически активного населения среднемесячная заработная плата составляет 5116,8 рублей или 124,2 % к уровню прошлого года. Все выше перечисленные работающие заняты на производстве 8 предприятий, из которых 1 работает с убытком (ОАО маслозавод «Новомалыклинский»), сумма убытка составляет 3811 тыс.руб. - единственное предприятие в районе получившее убыток, 7 предприятий работают прибыльно, сумма прибыли за 2007 год составляет 2112 тыс.руб. или 1,8 % от общей прибыли по району. Сальдированный финансовый результат по производственным предприятиям составляет 1699 тыс.руб. убытка. Сумма дебиторской задолженности по этим предприятиям составляет 37,8 млн.рублей или 9,7 % от общей суммы задолженности, кредиторская задолженность 31,6 млн.руб. - 6,6%.

Инвестиции 

Общая сумма инвестиций за 2007 год составила 511,9 млн.рублей, что в 2,8 раза выше уровня 2006 года, индекс физического объема составил 208,2%: 82,4% всех инвестиций направлено на приобретение машин и оборудования, 10,7 % - на строительно- монтажные работы. В основном была приобретена сельскохозяйственная техника, так ООО РУСН РУС Сантимир приобрел техники на 298.1 млн.руб. Более 69 % всех инвестиций - привлечённые средства: заёмные средства и кредиты банков, это 16% ниже уровня 2006 года,, растет доля собственных средств предприятий затраченных на инвестиции в производство.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство района представлено предприятиями и организациями всех форм собственности: СПК, ООО, ОГУП, крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели , личное подсобное хозяйство.

За 2007 год крупными и средними предприятиями района реализовано сельскохозяйственной продукции на 309908 тыс.руб., что составляет 302,7% к уровню 2006 года. Из общего объёма 76,5 % или 237121 тыс.руб. приходится на продукцию растениеводства и 23,5% или 72787 тыс.руб. на продукцию животноводства ( за 2006 год это соотношение было 37,8 и 62,2%).

Основным показателем, определяющим финансовое положение хозяйств является финансовый результат. Из анализа хозяйственной деятельности видно, что в целом по району по действующим крупным предприятиям получено 110552 тыс.руб. прибыли; все 5 предприятий получили прибыль.

На финансовый результат наибольшее влияние оказывает выручка от реализации продукции, за 2007 год она составила 309 908 тыс.руб., что на 207531 тыс.руб. выше уровня 2006 года. Увеличение выручки от реализации продукции напрямую связанно с количеством реализованной продукции и её ценой. Объём реализации основных видов продукции увеличился: по зерну он составил 240 %, по молоку - 103 %, по мясу - 122 %; при одновременном увеличении цены реализации. И как результат все работающие предприятия получили прибыль.

Трудовые ресурсы

Из проведённого анализа видно, что по району наблюдается увеличение численности занятых в экономике, если в 2006 году занятых было 2579 человек, то в 2007 году стало 2795 человек, увеличение произошло на 8,4%. Рост численности работающих обусловлен расширением производства на ООО Русн Рус Сантимир,ООО СКИК Новомалылкинксий и организация ООО Конверс.

Рассмотрев структуру занятых в экономике за последние три года видно, что наибольшее сокращение численности занятых приходится на отрасль сельского хозяйства (59,6% в 2005 году, 92,0% в 2006 году) и связь 48,8% к уровню прошлого года. Из анализа видно, что в лесном хозяйстве наблюдается увеличение численности на 12,5%, в сфере образования на 5,7%, но наибольшее увеличение в торговле и общественном питании на 21,1%.

Заработная плата

Очевидно, что повышение уровня жизни населения напрямую связано с увеличением заработной платы. Определённые позитивные изменения в этом направлении произошли. Об этом свидетельствует следующие данные. Если на 1.01.07 год оплата труда в целом по району была 4683,3 рублей, то на 1.01.08 г. заработная плата выросла до 5816,7 рублей, т.е. рост на 24,2%.

В промышленности рост 10,7% к уровню прошлого года и заработная плата составляет 5116,8 рублей, в отрасли сельского хозяйства заработная плата составила 5712 рубля, что на 36,7% выше уровня прошлого года, где заработная плата составляла 4178 рублей. В торговле и общественном питании заработная плата составила 7742,2 рублей это самая высокая заработная плата в районе, рост составил 133,8% к уровню прошлого года. В сфере образования и здравоохранения также наблюдается увеличение заработной платы. В образовании увеличение произошло на 18,1% к уровню прошлого года и составила 4590,4 рублей. В сфере здравоохранения заработная плата составила 6022,6 рублей, или 128,4% по отношению к 2006 году. 

Просроченная задолженность по заработной плате на 01.01.2008 года составила 1652 тыс.руб., что составляет 45,9 % к уровню 01.01.2007 года, из нее 1127 тыс.руб. по предприятиях , которые находятся на последней стадии банкротства. На 01.02.2008 года задолженность в сумме 525 тыс.руб. погашена за счет реализации имущества, остальная списана по решению Арбитражного суда. 

За 2007 год в службу занятости впервые по вопросам постоянного трудоустройства обратились 865 человек, были трудоустроены 691 человек.
Уровень безработицы по району остается высоким 4,92% из-за сокращения объемов производства на предприятиях сельского хозяйства как в производящей, так и в перерабатывающей. Во многих хозяйствах введено конкурсное управление. Уровень безработицы в разрезе сельских поселений:
- Высококолковское сельское поселение - 6,31%
- Новомалыклинское сельское поселение - 4,19%
- Новочеремшанское сельское поселение - 1,55%
- Среднеякушкинское сельское поселение - 1,85%
- Среднесантимирское сельское поселение - 13,67%

В 2006 году предприятия и организации района представили 1173 вакансий, из них 714 на временные работы. Потребность в работниках по состоянию на 1.01.08 года составила по району 76 человек. В среднем по району на 1 вакансию приходится 5 безработных граждан.

Социально-экономическая ситуация и ситуация на рынке занятости

Несмотря на положительную динамику последних лет по снижению регистрируемой безработицы - проблема трудоустройства является одной из самых актуальных в Новомалыклинском районе. В 1 квартале 2008 года в службу занятости впервые по вопросам постоянного трудоустройства обратилось 218 человек. 469 человек обратились за консультациями (см. Динамика уровня регистрируемой безработицы в Новомалыклинском районе ).

В рамках проводимой в стране административной реформы службой занятости осуществляется переход на обслуживание населения в соответствии с административными регламентами оказания государственных услуг в сфере занятости населения, которые предусматривают сроки и последовательность действий структур, участвующих в оказании услуг, определяют порядок информирования населения о работе центра, а так же перечень необходимых документов.

Главной целью, безусловно, является повышение качества предоставления и доступности государственных услуг населению. На сегодняшний день активно внедряются административные регламенты по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, оказания психологической поддержки и социальной адаптации граждан на рынке труда.

В Новомалыклинском районе, как и во многих других районах области в связи с увеличением напряженности с занятостью сельского района, а так же в целях принятия более эффективных мер по обеспечению занятости жителей в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы были созданы общественные комиссии.

Еще одна задача, после трудоустройства, которая стоит перед общественными комиссиями это расширение информационного пространства.
Сотрудничество ЦЗН с общественными комиссиями позволяет доносить текущую информацию о рынке труда, о спектре государственных услуг, оказываемых службой занятости населению и представителям работодателей до жителей района.

В целях оказания помощи безработным гражданам в преодолении негативных последствий безработицы, восстановления мотивации трудоустройства, активизации деятельности по самостоятельному поиску места работы в службе занятости реализуются программы социальной адаптации безработных граждан "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Работа проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления госуслуг по социальной адаптации на рынке труда.

В 1 квартале 2008 года в работе "Клуба ищущих работу" и «Новый Старт» прошли обучение 26 человек . Из них 12 человек (46 %) в дальнейшем были трудоустроены . Участниками программ стало 13 женщин (50%), процент их трудоустройства составил 53%.

К сожалению, число граждан, которые нуждаются в помощи службы занятости, не уменьшается. На рынке труда сохраняется высокая напряженность. Среди причин, которые негативно влияют на напряженность сельского рынка труда можно отметить следующие:
-Снижение качества рабочей силы, отсутствие профессионального образования, что приводит к увеличению времени пребывания в статусе безработных;
-Снижение мотивации к труду. При существенном уровне безработицы существует постоянный дефицит работников, увеличилось количество повторно обратившихся граждан (113 человек -29 % от общего числа безработных);
-Территориальная разбросанность сельских населенных пунктов, отсутствие нормального транспортного сообщения от места жительства до предполагаемого места работы;
-Многие сельские жители живут натуральным подсобным хозяйством, не нуждаются в трудоустройстве, но пользуются своим правом в законном порядке зарегистрироваться в качестве безработного с целью получения пособия;
-Сложности трудоустройства лиц предпенсионного возраста (60 человек - 15,4 % от числа безработных), инвалидов и лиц, имеющих ограничения к труду по медицинским показаниям (79 человек - 20,3% от общего числа безработных).
-Предлагаемые рабочие места в сфере сельского хозяйства носят временный (сезонный) характер;
-Остается много желающих получить работу, или сменить работу на более высокооплачиваемую.
-Уровень предлагаемой заработной платы ниже предлагаемого в городской местности.

Очевидно, что повышение уровня жизни населения напрямую связано с увеличением заработной платы. Определённые позитивные изменения в этом направлении произошли. Об этом свидетельствует следующие данные. Если на 1.01.07 год оплата труда в целом по району была 4683,3 рублей, то на 1.01.08 г. заработная плата выросла до 5816,7 рублей, т.е. рост на 24,2%.

С учетом сложившихся условий, в рамках принятой районной программы содействия занятости населения, определены приоритеты по вопросам занятости населения, предусмотрены источники финансирования, выделены несколько направлений по обеспечению занятости населения, позволяющих оказывать реальное смягчающее воздействие на проблему занятости.

Одно из них - создание новых рабочих мест. С начала текущего года в районе создано 14 рабочих мест ( 4 из них в сфере торговли, 6 - оказание транспортных услуг, 4 - промышленное производство).
Второе направление - привлечение инвестиций. Основное вложение капитала ведётся по предприятиям малого бизнеса, в отрасль сельского хозяйства.

МО «Новомалыклинский район» - район сельскохозяйственный, поэтому все наиболее значимые проекты реализуются в отрасли сельского хозяйства. По итогам проведенных осеннее-полевых работ МО «Новомалыклинский район» признано лучшим по области. В процессе реализации инвестиционных проектов пополняется банк вакансий, к работе привлекаются граждане, обратившиеся в службу занятости в поисках работы.

Общая сумма инвестиций в сельскохозяйственное производство за 2007 год составила 369,8 млн.рублей или 500,0 тыс. руб. на человека занятого в сельскохозяйственном производстве., дополнительно создано 100 рабочих мест, получено 4,9 млн.рублей налогов в областной бюджет и 6,7 млн.рублей в консолидированный бюджет района (см. Распределение зарегистрированных по Новомалыклинскому району безработных на 01.04.2008 года).

Трудоустройство

Оказание содействия в трудоустройстве неработающих граждан района является основной задачей службы занятости. Все сотрудники Центра занятости Новомалыклинского района прекрасно понимают, что для успешной работы любой организации необходимы профессиональные кадры. Поэтому мы находимся в постоянном взаимодействии с органами местного самоуправления, работодателями - в решении вопросов, связанных с трудоустройством жителей района. Благодаря такому сотрудничеству многие граждане находят работу.

В районе разработана и утверждена решением Совета депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район» №30/70 от 20.08.2007 года «Программа содействия занятости населения на 2008-2010 годы». Она определяет приоритеты государственной политики занятости и обеспечивает преемственность Программы на 2004-2007 годы.

С апреля 2007 года на территории района действует соглашение, подписанное объединением отраслевых профсоюзов, объединением работодателей МО «Новомалыклинский район», администрацией МО «Новомалыклинский район» на 2007-2009 годы.

Согласно соглашению, действующему на территории района вопросы регулирования социально-трудовых отношений в части: оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, занятости населения, развития социального партнёрства и установления социальных льгот и преимуществ для работников, более благоприятных по сравнению с действующим законодательством находятся на постоянном контроле.

По состоянию на 01.04.2008 года разработан проект «Инвестиционного соглашения», сторонами которого являются главы сельских поселений и муниципальное образование «Новомалыклинский район». Данный проект предусматривает создание благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности , создание дополнительных рабочих мест в области обработки земель сельскохозяйственного назначения , производства зерна и кормов, строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

В 1 квартале 2008 года из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства, на работу были трудоустроены 36 % от числа обратившихся (в 1 квартале 2007 года были трудоустроены 137 человек, или 27 % от числа обратившихся граждан).

Эффективность работы центра занятости по трудоустройству населения достигается за счет совершенствования основных направлений деятельности, проведения ежемесячной учебы специалистов центра, внедрения в действие административных регламентов предоставления государственных услуг, привлечения к проблемам трудоустройства граждан - общественности.

Для решения проблем трудоустройства активно используются такие формы работы, как привлечение безработных к участию в программах социальной адаптации, проведение ярмарок и мини-ярмарок вакансий, профориентационная работа.

Уровень безработицы в Новомалыклинском районе на 01.04.2008 г. от численности экономически активного населения составил 5,77 % (на 01.04.2007г.8,3 %).

Трудоустройство иностранных граждан

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 года №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ» такой порядок определен.

Управление государственной службы занятости населения Ульяновской области (432980, г.Ульяновск, ул.Кузнецова 5А, тел.41-72-03) является уполномоченным органом по определению потребности в привлечении иностранных работников.

Согласно данному постановлению всем работодателям, желающим привлечь в предстоящем 2009 году иностранных работников для осуществления трудовой деятельности, необходимо до 1 мая 2008 года представить в Управление государственной службы занятости населения Ульяновской области - заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест.

В нашем центре занятости можно ознакомиться с формой заявки и порядком ее заполнения, эту же информацию можно получить и на сайте Управления (www.ulyanovsk.rostrud.ru).